С 01 января 2019 года в Узбекистане возможно заключение договора аренды жилых помещений в простой письменной форме, его не обязательно как ранее удостоверять в нотариальной конторе, а необходимо зарегистрировать в государственной налоговой инспекции. Теперь достаточно заключить договор аренды в простой письменной форме, в явочном порядке или онлайн зарегистрировать его в налоговой инспекции района. При постановке на учет необходимо предоставить паспорт владельца жилья, договор аренды, заполнить анкету, и, наконец, получить уведомление о постановке на учет договора.
Процедура постановки на учет в налоговой инспекции закреплено в Положении, утвержденном Приказом Председателя Государственного Налогового Комитета, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 11.10.2018 года за № 3077. Данный документ значительно облегчил взаимоотношения между арендаторами и арендодателями. Теперь достаточно заполнить типовую форму договора аренды, изменить ("подстроить" под себя) некоторые условия, с помощью цифровой подписи, через персональный кабинет на сайте налоговой инспекции зарегистрироваться, оплатить налог на доходы. Таким образом, население освобождено от посещения нотариальной конторы, сбора документов и других неудобств, имевших место до недавнего времени.
При нарушении требования вышеназванного нормативно-правового акта и несоблюдения процедуры постановки на учет в налоговой инспекции, предусмотрена ответственность по статье 159-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, согласно которой, отсутствие договора аренды (найма), договора предоставления в безвозмездное пользование здания, сооружения или их части, жилого помещения между гражданами либо несоблюдение обязательной постановки на учет договора аренды (найма) в государственных налоговых органах -влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.